Конспект урока по литературному чтению 3 класс: басни Крылова

На уроке литературного чтения дети 3 класса изучат замечательную творческую работу Ивана Андреевича Крылова — его басни. Басни Крылова являются важной частью культурного наследия России и дарят студентам возможность лучше понять мир через притчи и аллегории.

Учитель предлагает увлекательное занятие, которое позволяет детям познакомиться с сокровищницей русской литературы и развить свое воображение. Ученикам будет предложено прочитать несколько басен Крылова, изучить их содержание и выделить моральные поуки, а также исследовать структуру басни и особенности стиля писателя.

Басни Крылова — это не просто замечательные произведения литературы, но и мощный инструмент развития у детей критического мышления, эмоционального интеллекта и нравственных ценностей.

На уроке будут представлены различные иллюстрации к басням, которые помогут визуализировать истории и дополнительно заинтересовать детей. Также, учитель даст задания на чтение дополнительной литературы по теме, которые позволят углубить знания и расширить словарный запас учеников. В результате урока дети будут иметь возможность узнать больше о творчестве Крылова и важности литературы в нашей жизни.

Конспект урока литературного чтения 3 класс: басни Крылова

Для начала урока я предлагаю сделать маленький опрос. Каждый ученик должен ответить на вопрос: «Какие басни Крылова вы уже читали?» Затем мы вместе смотрим на результаты опроса и обсуждаем, какие истории были наиболее популярными среди учеников.

После этого переходим к чтению первой басни — «Волк на псарне». Я даю каждому ученику листок с текстом басни и предлагаю ему прочитать его внимательно. После чтения мы обсуждаем смысл басни и определяем ее главную мысль.

Далее мы переходим к анализу басни. Создаем таблицу на доске, в которой указываем основные элементы анализа: главные герои, место действия, характеристики героев и их поступки, а также нравственный урок, который передает басня.

Главные героиМесто действияХарактеристики героев и их поступкиНравственный урок
Волк и псыПсарняВолк пытается съесть псов, но они ему не поддаютсяХвастовство и злоба никогда не приводят к хорошим результатам

После заполнения таблицы мы обсуждаем ее, задаем вопросы ученикам и просим объяснить свои ответы.

После анализа первой басни мы переходим к чтению и анализу следующей басни — «Слон и моська». Работа проводится по аналогии с предыдущей басней.

В конце урока я задаю вопросы ученикам: «Что нового вы узнали о баснях Крылова? Какие нравственные уроки мы изучили на этом уроке?» Затем мы обсуждаем ответы и делаем выводы.

Таким образом, на уроке литературного чтения 3 класса мы изучаем басни Крылова, анализируем их и обсуждаем нравственные уроки, которые они передают.

Почему полезно изучать басни Крылова?

Изучение басен помогает детям развивать навыки анализа и интерпретации текста, расширяет их словарный запас, учит понимать переносное значение слов и выражений.

Басни Крылова содержат в себе философские и нравственные идеи, которые помогают детям формировать свою систему ценностей. Они прекрасно передают мудрость и жизненные уроки, помогая детям понять, как правильно поступать в различных ситуациях.

Чтение басен Крылова также способствует развитию эмоционального интеллекта у детей. В процессе чтения они сопереживают героям басен, переживают их радости и горести, учатся разбираться в чувствах и эмоциях других людей.

Изучение басен Крылова в 3 классе помогает детям развить навыки чтения с пониманием, анализа и интерпретации текста, а также способности к рефлексии и самоанализу.

Весь этот позитивный опыт изучения басен Крылова полезен и полноценно входит в программу по литературному чтению, а также является ценным с точки зрения развития нравственных качеств и общей культуры учащихся.

Материалы для изучения басен Крылова

Для изучения басен Крылова можно использовать следующие материалы:

  • Сборники басен Крылова в оригинальном виде;
  • Книги с комментариями и разбором басен Крылова;
  • Аудиозаписи басен Крылова;
  • Мультфильмы по басням Крылова;
  • Видеозаписи спектаклей по басням Крылова;
  • Иллюстрации к басням Крылова.

Эти материалы помогут учащимся лучше понять смысл басен Крылова, узнать о жизни автора и оценить их историческую и культурную ценность. Сборники басен можно использовать для чтения в классе, а комментарии и разборы помогут развить аналитическое мышление и литературный анализ учащихся. Аудиозаписи, мультфильмы и видеозаписи откроют дополнительные возможности для восприятия басен Крылова, а иллюстрации помогут визуализировать происходящее и поддерживать интерес к чтению.

Общий план урока по басням Крылова

Общий план урока:

Этап урокаОписание
ВведениеУчитель рассказывает об истории басен и жизни самого И.А. Крылова. Дети знакомятся с основными понятиями: басня, герои, нравственность.
Чтение басниУчитель читает вслух одну или несколько басен Крылова, акцентируя внимание на главной идее и морали истории. Дети слушают и стараются понять основные значения.
ОбсуждениеУчитель задает вопросы, чтобы проверить понимание детей о прочитанных баснях. Дети активно участвуют в обсуждении, делятся своими мыслями и предположениями.
Творческое заданиеДети выполняют творческие задания, которые помогают глубже понять содержание басни и изобразить ее через картинки или маленькие спектакли.
Заключительный этапУчитель подводит итоги урока, подчеркивает основные научные предложения и моральные уроки, извлеченные из каждой басни. Дети задают вопросы и делятся впечатлениями.

Весь урок посвящен тому, чтобы развивать навыки чтения, анализа, творчества и морального мышления у детей, используя басни Крылова как ценный культурный и литературный материал.

Первый этап урока: знакомство с баснями Крылова

Для начала урока мы предлагаем ученикам прослушать запись одной из басен Крылова — «Лягушка и Вол». Изучение текста басни будет сопровождаться анализом и обсуждением, а также выполнением соответствующих заданий.

После прослушивания басни мы попросим учеников рассказать, что они поняли из этой истории. Затем мы прочитаем басню вслух, чтобы ученики могли еще раз внимательно прослушать и запомнить текст.

Для закрепления понимания и усвоения основных тем басни мы предлагаем ученикам выполнить следующие задания:

  1. Напишите краткое содержание басни.
  2. Выберите главного героя и объясните, почему вы считаете его главным.
  3. Что можно сказать о характере героев басни? Поддержите свой ответ примерами из текста.
  4. Какие уроки морали можно извлечь из этой басни?
  5. Какую мудрость можно почерпнуть из этой истории?

В ходе выполнения заданий мы будем обсуждать ответы учеников и делиться своими мыслями и впечатлениями о басне.

Второй этап урока: анализ и обсуждение басен Крылова

На втором этапе урока дети изучают басни Крылова путем их анализа и обсуждения. Учитель с помощью вопросов и различных заданий стимулирует мышление учащихся и помогает им разобраться в содержании и основных идеях басен.

Учитель может начать этот этап урока с повторения прочитанного материала. Он может задать вопросы, например: «Какие басни мы уже прочитали?», «Какие герои встречаются в баснях Крылова?», «О чем эти басни рассказывают?». Таким образом, учитель проверит понимание текста и закрепит его в памяти детей.

После повторения учитель может перейти к анализу отдельных басен. Он может задать детям вопросы, чтобы они обратили внимание на особенности текста и структуры басни. Например: «Какой главный герой в этой басне?», «Какие животные сражаются в этой басне?», «Какая мораль можно извлечь из этой басни?». Такие вопросы помогут детям проникнуться смыслом басни и вникнуть в мудрость, которую она несет.

Помимо вопросов, учитель может предложить детям выполнить различные задания, связанные с анализом басен. Например, он может попросить детей выделить главные мысли каждой басни, описать характеры героев или сочинить альтернативный конец для басни. Такие задания развивают мышление и творческие способности учащихся.

После анализа каждой басни учитель может провести обсуждение, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями и идеями. В процессе обсуждения могут возникать дополнительные вопросы и мысли, которые расширят понимание и интерпретацию басни.

Второй этап урока — это важная часть работы с баснями Крылова. Он помогает детям глубже понять тексты, учиться видеть глубинные идеи и мораль каждой басни, а также развивает аналитическое и творческое мышление учащихся.

Третий этап урока: творческая работа с баснями Крылова

На третьем этапе учащиеся получают возможность проявить свою творческую индивидуальность через работу с баснями Крылова. В начале урока учитель предлагает детям выбрать интересующую их басню. Затем, каждому ученику предлагается быстро прочитать свою выбранную басню, чтобы воспроизвести основной сюжет и основные герои.

После этого учащиеся разделяются на группы по два-три человека и начинают творческую работу. Каждая группа совместно разрабатывает сценарий своей постановки на основе выбранной басни. В процессе работы дети рассуждают о характерах героев, ярких ситуациях и их развитии, исследуют проблему, которую передает басня.

Одним из этапов работы является выписывание лейтмотива постановки, который помогает определить основную идею басни и особенности передачи этой идеи в постановке. Группы также оговаривают жанр своей постановки: это может быть театральное представление, музыкальный спектакль или пантомима.

После того как каждая группа разработала свою постановку, учащиеся начинают практическую работу. Они разучивают роли, обсуждают детали костюмов и декораций, а также создают необходимые реквизиты. Репетиционный процесс помогает учащимся углубить свое понимание басни и научиться передавать эмоции и мысли персонажей через действие.

В конце третьего этапа урока каждая группа представляет свою постановку перед всем классом. Дети внимательно наблюдают за выступлениями своих одноклассников, а после каждой постановки обсуждают сильные и слабые стороны работы группы. Учитель также делает свой анализ и вносит комментарии, помогая детям улучшить свои навыки в области выразительного чтения и актерской игры.

Оцените статью