Пороки, высмеиваемые в баснях Крылова

Иван Андреевич Крылов, славный русский писатель и поэт, стал известен в первую очередь благодаря своим замечательным басням. В своих произведениях он не только развлекал читателей, но и весьма остроумно изображал различные пороки человеческой натуры.

Среди главных пороков, которые Крылов высмеивает, можно выделить эгоизм. Он показывает, как эгоистичные животные, будучи представителями гуманного общества, стремятся только удовлетворять свои желания и интересы, игнорируя нужды других. В басне «Лебедь, рак и щука» писатель открывает читателям грустную иронию: благодаря своему эгоизму щука и рак погибают, запутываясь в рогатках. Таким образом, Крылов показывает, что эгоистичные поступки всегда ведут к печальным последствиям.

Другой порок, который высмеивается Крыловыми, — ложь и лицемерие. В басне «Лиса и виноград» писатель рассказывает историю о лисе, которая, не сумев достичь винограда, придумывает различные причудливые оправдания, чтобы скрыть свою немощь. Крылов ярко показывает, как эта хитрая животина ведет себя в общественных отношениях и ведет своих собратьев за нос.

Крылов неутомимо разоблачает и другие пороки, такие как тщеславие, жлобство, жадность и несправедливость. Все они представлены в его баснях через ярких и незабываемых персонажей животного мира. Неудивительно, что басни Крылова стали настоящим народным наследием, и его критика человеческих пороков остается актуальной и по сей день.

Жадность и корыстолюбие

В басне «Лягушка и вол» Крылов ставит в противопоставление жабу и вола. Жаба, основные черты которой – жадность и корыстолюбие, стремится захватить себе максимальное количество болотных прудов, чтобы получить прибыль от сбора налогов с других жителей. Она предлагает волу стать ее защитником за хорошую плату и активно ведет пропаганду на выгоду вольности, пытаясь убедить других жаб следовать ее примеру. Однако вол, обладающий животным инстинктом, понимает, что хищение и лишение других людей имущества – неправильное и несправедливое поведение.

В басне «Орел, лещ и рак» Крылов показывает жадность и корыстолюбие среди трех наших соплеменников. Лещ, олицетворяющий слабых, пытается выжить в мире, где справедливости практически нет и главное — получение материальной выгоды. Орел, символизирующий большие чины власти, и рак, представляющий тех, кто доминирует в обществе, пользуются такой обстановкой и пытаются использовать леща в своих корыстных интересах. Орел хочет, чтобы лещ делал ему разные услуги, в то время как рак хочет уломать леща на сделку, которая будет ему выгодна. Они оба используют манипуляции и обещания для достижения своих целей, игнорируя интересы и благополучие других людей.

Таким образом, Крылов в своих баснях раскрывает негативные черты жадности и корыстолюбия, показывая их в различных социальных слоях общества. Он призывает читателя задуматься о том, как эти пороки влияют на жизнь и отношения людей и как можно противостоять этим негативным чертам характера.

Ложь и обман

Крылов часто обращается к теме обмана взаимоотношений между людьми. В басне «Лиса и Виноград» он представляет ложь как средство достижения своих целей. Главная героиня, Лиса, использует обман, чтобы получить Виноград, но ее план проваливается, и она остается ни с чем. Автор показывает, что обман и ложь неправильны и не справедливы, и в итоге они могут причинить вред тем, кто их использовал.

Еще одна басня, «Ворона и Лисица», также осуждает обман. Лисица, чтобы получить сыр, вводит в заблуждение Ворону, прикидываясь ее другом. Однако, Ворона падает в ловушку и теряет сыр. Этот рассказ показывает, что доверие искажается ложью, и тот, кто обманывает, сам может стать жертвой его же обмана.

Крылов высмеивает ложь и обман как нечестные и непорядочные действия, которые не только наказываются, но и могут причинить вред другим. Автор призывает читателей быть честными и откровенными во всех своих поступках и отвергать обман и ложь как негативные и недостойные качества.

Тщеславие и самолюбование

В своих баснях Иван Крылов неоднократно осуществляет высмеивание порока тщеславия и самолюбования. Он подчеркивает, что эти пороки отравляют человека изнутри, делая его слепым для реальности и приводя к его собственному падению.

В басне «Ласкин» Крылов иронично изображает левшу Ласкина, который тщеславно и самолюбиво увлекается своим искусством без оценки собственных способностей. В результате он не замечает своих недостатков и совершает ошибки, что в конечном итоге приводит к его падению.

В басне «Камыш и осел» Крылов показывает, что тщеславие и самолюбие могут быть легко использованы другими людьми в своих интересах. Осел, тщеславно позволяющий сплетнице тащиться за ним вместо того, чтобы просто работать, становится объектом ее манипуляций и потеряет свою свободу.

Крылов с помощью своих басен показывает, что тщеславие и самолюбание — это пороки, которые ничем не обоснованы и только приводят к гордыне и слепоте. Они мешают человеку развиваться и реализовывать свой потенциал, а также делают его легкой мишенью для манипуляторов.

Недоверие и предательство

В своих баснях Иван Андреевич Крылов высмеивает и осуждает различные пороки, в том числе недоверие и предательство. Он показывает, что эти пороки могут привести к печальным последствиям и разрушить доверие между людьми.

БасняОписание
«Овчарка и овцы»В этой басне Крылов рассказывает о том, как овчарка, которая должна была охранять стадо овец, предал свою обязанность и сбежал из-за голода. Это пример предательства и недоверия, которые могут привести к опасным последствиям для всех.
«Лебедь, рак и щука»В этой басне береговая щука предлагает помочь раку и лебедю переплыть реку, но вместо этого она их предает, пытаясь съесть всех. В этой истории Крылов показывает, что недоверие и предательство могут быть скрытыми, а человек должен быть бдительным и не доверять всему окружающему.

В своих баснях Крылов предупреждает людей о вреде недоверия и предательства. Он показывает, что эти пороки могут навредить отношениям и привести к несчастью. Поэтому он призывает людей быть осторожными и разбираться в намерениях других, чтобы не стать жертвой предателей.

Праздность и бездельничество

  • В басне «Соловей и Щука» Крылов осуждает праздность и бездельничество. Щука, полностью посвятившая себя удовольствиям и роскоши, не хочет работать, вместо этого предпочитая слушать песни соловья. Праздность и бездельничество Щуки ставят ее в неловкое положение, когда приходит время зимней стужи.
  • В басне «Лягушка и Вол» Крылов также осуждает праздность и бездельничество. Лягушка-водолазка, устав от непрерывной работы и упражнений, хотела отдохнуть и ничего не делать. Вол предложил Лягушке легкую жизнь в своем пруду, где она могла бы ничего не делать. Однако, Лягушка быстро поняла, что бездельничество и праздность не предоставляют ей никакой смысловой жизни, и она вернулась к своей работе.
  • В басне «Две вертушки» Крылов также осуждает праздность и бездельничество. Одна вертушка была постоянно в движении и трудилась, а другая бездельничала и ничего не делала. Праздность и бездельничество привели ко вредным последствиям для ленивой вертушки, когда она была выброшена в окно и разбилась.

Подлость и лицемерие

Александр Крылов в своих баснях неоднократно высмеивает подлость и лицемерие, являющиеся распространенными пороками общества.

В басне «Лебедь, рак и щука» Крылов показывает, как лицемерие может привести к гибели. Царь Лебедь идет на переговоры с щукой, но рак, пытаясь сыграть двух сторон, проступает себя. Он и предает лебедя, и выдает все секреты щуке, после чего становится предметом насмешек и смеха. В конечном итоге, все пороки рака, такие как лицемерие, поклонничество и подлость, ведут к его гибели и к гибели щуки.

В басне «Львица, моська и какой-то зверек» Крылов показывает, что подлость и лицемерие часто встречаются даже среди животных. Моська-лесничий умело притворяется радостью, когда львица случайно наступает на его лапу. Он тут же изменяет свою мимику и начинает выражать боль, чтобы получить долю львициного корма. Проделав этот трюк несколько раз, моська становится объектом насмешек и унижений, а львица прозревает и отказывается дальше быть его жертвой. Таким образом, Крылов показывает, что подлость и лицемерие могут быть использованы только временно, но в конечном счете приводят к осуждению и утрате доверия.

  • Басня «Лебедь, рак и щука»:
  • Демонстрирует, как подлость и лицемерие ведут к гибели;
  • Рак выдает секреты щуки и сам становится предметом насмешек;
  • Пороки рака приводят к его гибели и к гибели щуки.
  • Басня «Львица, моська и какой-то зверек»:
  • Показывает, что подлость и лицемерие встречаются среди животных;
  • Моська-лесничий притворяется болью, чтобы получить корм;
  • Моська становится объектом насмешек и унижений, а львица прозревает и перестает быть его жертвой.

Скупость и скупердяйство

В басне «Волк на псарне» Крылов осмеивает скупость и жадность. В основе сюжета лежит история о волке, который уговорил псарня гоняться за зайцем в ночное время, чтобы не тратить свое еды. Но когда волк понял, что псарня гонится только за зайцем, он решил прекратить такие ночные охоты, так как они не принесут ему дополнительной пользы.

В басне «Ворона и лисица» Крылов высмеивает скупость и скупердяйство. Басня рассказывает о вороне, которая украла кусок сыра и прилетела на дерево, чтобы поесть его там. Однако лисица, желая получить сыр, обманом заставляет ворону запеть. Когда ворона открывает клюв, сыр падает и лисица его убирает. Здесь Крылов показывает, что скупость и жадность могут вести к неприятностям и лишить себя добра.

В басне «Гадалка» Крылов также высмеивает скупость и скупердяйство. Басня рассказывает о жадной гадалке, которая обманом возьмет у человека все его деньги и бросит его без средств к существованию. Крылов показывает, что скупость и скупердяйство могут привести к несчастью и заставить людей обратиться к безнадежным средствам, таким как гадалка.

Глупость и невежество

В своих баснях, Иван Крылов высмеивает глупость и невежество как один из наиболее распространенных и негативных пороков личности. Благодаря своему остроумию и юмору, поэт доводит до читателя глупость и невежество героев басен, что делает эти произведения особенно смешными и притягательными.

Примером басни, в которой Крылов высмеивает глупость, может служить «Волк на пожарной сторожке». В этой басне, голодный волк решает замаскироваться в пожарную лошадь и устроить в селе панику, чтобы потом незаметно поедать животных. Глупость волка заключается в его неверном представлении о том, что такая маскировка будет пройти незамеченной.

Также, одной из басен, где Крылов высмеивает невежество, является «Соловей и слава». В этой истории, слава птица не представляет себе, что только ее голос способен людей восхищать. Вместо того, чтобы быть гордой и учиться петь, она благоговеет перед чидронами и пытается найти свою славу в других вещах. Крылов мастерски иронизирует над невежеством этой птицы, показывая, какой ей упоротый путь она выбрала.

БасняОписание
Волк на пожарной сторожкеГолодный волк решает замаскироваться в пожарную лошадь и устроить в селе панику, чтобы потом незаметно поедать животных.
Соловей и славаСлава птица не представляет себе, что только ее голос способен людей восхищать, и пытается найти свою славу в других вещах.
Оцените статью